ТИПЫ РАЗБОРНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ

§ 1. СУДА НА ОСНОВЕ РАЗБОРНЫХ ТУРИСТСКИХ БАЙДАРОК

Байдарки — первые туристские суда, на которых в массовом порядке стал использоваться парус. Именно на них, обычно методом проб и ошибок, определялись особенности малых парусников, отрабатывались главные технические решения, испытывались новые типы парусных вооружении, силовых схем. До настоящего времени парусные байдарки составляют основу туристского парусного флота. Параллельно развиваются и различные типы парусных байдарок.
Байдарки со вспомогательными парусами (S == 2 — Зм2, вес дополнительного оборудования 2,5 — 3,5 кг, время сборки вооружения 3—5 мин). Фактически это обычные гребные байдарки, на которых при попутных ветрах ставится вспомогательный парус. При средних ветрах (4—8 м/сек) он обеспечивает судну хороший ход на курсах фордевинд и бакштаг (рис. 1). В сильные и слабые ветра парус не ставят: в сильный ветер он может опрокинуть байдарку, а в слабый не дает достаточной тяги.
Достоинства этого типа судов — простота и малый вес парусного вооружения, сохранение качеств байдарки как хорошего гребного судна, возможность быстро переходить от движения под парусом на весла и наоборот.
Парусно-гребные байдарки (5=3— 3,5 м2, вес дополнительного оборудования 3,5—6 кг, время сборки вооружения 5—15 мин). Отличительная черта этих судов— простые, но уже достаточно совершенные, с точки зрения аэродинамики, паруса. Они позволяют байдаркам даже без шверцев уверенно ходить всеми курсами, вплоть до 70° к ветру. Практика показывает, что на маршрутах с господствующими попутными ветрами на парусно-гребных байдарках удается совершать чисто парусные походы в продолжение месяца.
Чтобы исключить случайные опрокидывания (оверкиль) и иметь возможность ходить под парусом при порывистых

 

Рис. 1. Курсы, используемые судами разных типов

ветрах, байдарки оборудуют различными страховочными элементами, повышающими их остойчивость при резком крене. В слабый ветер и при встречных ветрах на этих байдарках используют весла. Переход с паруса на весла занимает менее 1 мин. Небольшой вес, простота-вооружения, широкие возможности движения под парусом и на веслах делают парусно-гребные байдарки достаточно популярными.
Байдарки повышенной остойчивости. Ходовые качества и безопасность судна зависят полностью от его остойчивости. Собственной остойчивости байдарки уже при парусе 3,5 м2 в средний ветер становится недостаточно. Чтобы сделать байдарку более ходкой и иметь возможность устанавливать на ней парус большой площади, ее остойчивость повышают. Делают это двумя способами: либо энергично откренивают судно силами экипажа, используя при этом бортовые и выдвижные сиденья и даже летучие трапеции, либо превращают байдарки в многокорпусники — проа, катамараны и тримараны.
Тренированный сработанный экипаж легко откренивает байдарку с парусом 7 м2 даже в свежий ветер. Одно время монобайдарки и гонки на них были очень популярны. Байдарочники научились хорошо управлять такими судами, в том числе и в свежий ветер, быстро ликвидировать последствия оверкилей, чему способствовало введение в конструкцию байдарок мощных бортовых емкостей плавучести.
Во время гонок были случаи, когда призерами становились экипажи, которые на дистанции даже побывали в воде. Однако в дальнейшем монобайдарки не выдержали конкуренции со стороны тримаранов на основе байдарок. Большинство экипажей предпочло спортивности туристских плаваний их надежность. Сейчас монобайдарки почти не строят.
Проа — байдарки с одним выносным поплавком — распространения не получили, ибо не обеспечивают требуемой безопасности. Например, при непроизвольном повороте фордевинд, когда легкий надувной поплавок оказывается с наветра, он практически не увеличивает остойчивости байдарки, и она опрокидывается.
Катамараны из двух байдарок довольно громоздки и тяжелы (S= 8— 16 м2, вес 90—120 кг), но для многочисленных экипажей, например для двух семей с детьми, вполне приемлемы. Иногда сами байдарки частично модернизируют: делают более узкими и высокими, чтобы их меньше забрызгивало и заливало.
Тримараны на основе байдарок с двумя широко разнесенными поплавками, наиболее универсальные и удачные суда, сейчас особенно распространены. Существует несколько типов таких судов.
Однобалочные тримараны (S == 3,5 — 4,5 м2, вес дополнительного оборудования 9—16 кг, время сборки вооружения, с учетом времени сборки самой байдарки, около 1 час.). Достоинства тримаранов с одной поперечной балкой — простота и малый вес. Площадь парусности берется минимальной, лишь бы судно уверенно лавировало против ветра. Для компенсации силы дрейфа на поперечной балке (реже на специальной шверц-балке) устанавливают один или два шверца. Сравнительно небольшой опрокидывающий момент парусов полностью компенсируется работой экипажа по открениванию судна. Боковые поплавки объемом 15—20 дм3 обычно используются как страховочные: их несут не погружая в воду, чтобы не увеличивать сопротивление тримарана движению.
Среди однобалочных тримаранов можно выделить три типа, при постройке которых добиваются разных основных целей.
1. Малый вес. Площадь парусности берут минимальной — около 4 м2, а чтобы добиться приемлемой скорости на лавировке, сам парус делают максимально совершенным с точки зрения аэродинамики. Чем меньше абсолютные размеры паруса, тем проще выполнить его в домашних условиях в виде настоящего аэродинамического крыла.
Боковые поплавки целесообразно делать глиссирую-щими. В отличие от водоизмещающих поплавков они при крене не прилипают к воде, а сразу отскакивают от нее и не увеличивают сопротивления движению.
Такие тримараны хорошо подходят для воскресных прогулок и несложных походов. Особенно их ценят экипажи, имеющие небольшой общий вес или ограниченные возможности по транспортировке судна.
2. Возможность нормального движения на веслах. На легких тримаранах идти на веслах выгодно при слабом ветре, когда небольшие паруса не дают нужной тяги, и на коротких участках со встречным ветром, когда два гребца обеспечивают тримарану более высокую скорость “прямо на ветер”, чем небольшой парус. Кроме того, многие байдарочники просто любят иногда погрести, размяться. Периодическое использование весел заметно повышает среднюю скорость прохождения маршрута и уменьшает зависимость судна от капризов ветра.
Основное требование к парусам этих тримаранов — не высокое аэродинамическое качество, а простота, надежность, возможность быстрой постановки, уборки и рифления на ходу.
3. Хорошая ходкость при всех ветрах и на всех курсах. В этом случае тримаран вооружают шлюпом с общей .площадью стакселя и грота 4,5 м . Рангоут рассчитывают на ветра до 10 м/сек, поплавки делают водоизмещающи-ми, несущими, емкостью до 35 дм3. В последние годы количество таких тримаранов заметно уменьшилось, ибо по весу они значительно проигрывают “легким” тримаранам, а по остальным характеристикам — двухбалочным.
Двухбалочные тримараны (S=4,5—7 м2, вес дополнительного оборудования 16—23 кг, время полной сборки около 1 час.). Ввод в конструкцию тримарана второй поперечной балки сразу увеличивает его вес на 1,5—2,5 кг и затрудняет греблю, зато позволяет обеспечить высокую остойчивость, прочность и ходкость судна, надежное крепление боковых поплавков большого объема. Это уже настоящие лавирующие парусники, достаточно быстроходные и выносливые (рис. 2, 3, 4).
В простейшем случае их вооружают одним гротом 4,5 м , который в сильный ветер можно рифить до 3— 3,5 м2. Многие тримараны вооружают шлюпом с парусностью 7 м2, но это требует обязательного усиления наборов

Рис. 2. Легкий тримаран на основе байдарки. Автор Н. Пушкин

Рис. 3. Тримаран “Стриж-4,5”

Рис. 4. Тримаран с вооружением шхуна (5=7 nt). Автор М. Глан

Рис. 5. “Модульный” тримаран с надувными поплавками (S -= 12 м2). Автор А. Коробков

байдарок или установки на них накладных силовых рам.
Боковые поплавки емкостью 35—90 дм на балках длиной 2,5—3,5 м вполне обеспечивают остойчивость три-марана. Экипаж откренивает лишь в очень сильный ветер или когда стремится увеличить скорость, ведя тримаран только на центральном корпусе. Как правило, поплавки делают водоизмещающего типа, придавая им хорошо обтекаемую форму.
При движении на веслах рулевой гребет двухлопастным байдарочным веслом. Матрос может грести веслом типа каноэ.
По назначению двухбалочные тримараны оказались наиболее универсальными. Они интересны в гонках, где при относительно малой площади парусности большое значение приобретают техника управления судном и совершенство парусного вооружения. Очень хороши эти тримараны в самых различных походах, где особенно ценны их надежность и выносливость. Мореходность тримарана ограничивается только мореходностью самой байдарки и вполне достаточна для плавания по водоемам типа Средней Волги и озера Селигер.

Скоростные тримараны на основе байдарок. Чем выше остойчивость судна, тем выше его потенциальная быстроходность. Остойчивость тримарана легко увеличить, повысив объем боковых поплавков и прочность накладного моста. Одно время скоростные тримараны на основе байдарок были довольно популярны. Они имели парусность до 10—14 м2 и легко разгонялись до скоростей 12— 18 км/час. Соответственно росли их вес (до 110 кг) и время сборки (до 4—б час.). Выяснилось, что с ростом скорости быстро падает мореходность байдарок. Уже при умеренном волнении скоростные тримараны сильно забрызгивает и даже заливает с носа. Сейчас их почти не строят.

§2. РАЗБОРНЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА ДРУГИХ ТИПОВ

Тримараны с надувными поплавками. Если в байдарочном тримаране байдарку заменить надувным поплавком, то вес судна значительно уменьшится: надувной поплавок вместе со стрингерами или поплавковой фермой почти в 1,5 раза легче байдарки. Одновременно сокращается время сборки-разборки судна, упрощается его конструкция, повышается мореходность. Надувные поплавки не боятся заливания волнами, днища кокпитов (трамплины) находятся выше ватерлинии, т. е. кокпиты являются самоотливными. Надувные тримараны — молодой тип разборных судов, но уже можно говорить о перспективности двух его разно-

Рис. 6. Тримаран с каютой, поплавки на основе надувных мячей (5= 10м2). Автор В. Байбаков

Рис. 7. “Альтаир” — простейший катамаран с латинским парусом (S =5,5 м2). Хорошо виден носовой козырек-брызгоотбойник

видностеи: легких тримара-нов (S == 4,5—7 м2, общий вес 30—45 кг, время сборки до 1 час.) для прогулок и несложных походов с экипажем из двух человек и более мощных “модульных” трима-ранов (S = 7—13 м2, вес 50—85 кг, время сборки 1,5—2,5 час.). Из поплавков и узлов модульного тримарана можно собрать: 2—4-местный мореходный, выносливый парусный тримаран, небольшой катамаран для парусных и гребных прогулок и рыбалки, а также компактный плот для сплава по речным участкам маршрута (рис.5 и рис.6).

Катамараны с каркасными поплавками имеют похожую, но более совершенную конструкцию, чем катамараны из двух байдарок. Корпуса их более прочные, легкие, а главное, более узкие и высокие, что позволяет выдерживать большую волну и высокие скорости. Конструкции наборов корпусов в основном повторяют конструкцию заводских и самодельных байдарок. Под кильсонами на всю длину днища укладывают длинные надувные емкости, служащие аварийными емкостями плавучести, натягивают оболочку и облагораживают форму днища. Один из таких видов катамаранов — уменьшенный вариант гоночного “Торнадо” (L=5,2 м, 5== 13 м, вес 85 кг) — становился даже самым быстроходным судном Регаты Московского моря.

Скоростные катамараны с надувными поплавками (S=16—21 м2, вес 90—105 кг, время сборки до 4 час.) имеют высокую энерговооруженность, довольно быстроходные. Их большие паруса используют более сильный и ровный верховой ветер. Мощные силовые рамы обеспечивают эффективную работу парусов, необходимую прочность и жесткость катамаранов. По назначению эти суда спортивно-прогулочные. На них нет особых удобств для экипажа (иначе вырастает вес), они сильно забрызгиваются, откренивать их приходится даже с помощью летучих трапеций. Постройка таких катамаранов достаточно сложна, и они не получили широкого распространения.

Легкие катамараны с надувными поплавками (S=5,5— 8,5 м2, вес 32—55 кг, время сборки около 1 час.). Для разборных туристских судов со средней ходкостью катамаранная схема оказалась самой выгодной с точки зрения снижения их веса. Даже надувные тримараны с равной парусностью на 10—15% тяжелее. Как только это удалось доказать, сразу появился новый многочисленный класс туристских катамаранов с умеренной парусностью (рис. 7—11). Быстро выяснилось, что по мореходности они значительно превосходят байдарки. Надувные поплавки легче, чем байдарки, переносят удары о камни, другие препятствия. Уровень комфорта на катамаранах можно делать любым по желанию экипажа. Уже на первых легких катамаранах были установлены развитые кокпиты — аэродинамические обтекатели для людей и груза. Верхний трубчатый каркас кокпита использовался в качестве спинок и подлокотников. На ночь над кокпитом устанавливалась палатка.
Достоинства катамаранов с высокой обитаемостью наиболее полно раскрываются в дальних походах, но в воскресных прогулках становятся заметны их увеличенные вес и время сборки-разборки. Это вызвало появление катамаранов со съемными кокпитами и открытыми мостами, но с развитыми “лыжами” — волнобрызгоотбойниками в носовой части трамплина. Иногда применяются компромиссные решения. Например, катамаран, изображенный на рис. 9, имеет лишь легкие бортовые обвесы и небольшую носовую рубку-убежище, в которой во время дождя может поместиться ребенок. Для движения на веслах на легких катамаранах устанавливают два распашных весла или гребут веслами типа каноэ.

Средние катамараны с надувными поплавками (S==10—13 м2, вес 75—100 кг, время сборки около 2 час.). По мере развития и общего совершенствования конструкций разборных надувных катамаранов эти суда,

Рис. 8. Катамаран “Аргонавт” с кокпитом-обтекателем на мостике

Рис. 9. Катамаран с простейшими обвесами кокпита и носовым убежищем. Авторы С. Игнатюшин и С. Вареник

Рис. 10. Спортивно-прогулочные катамараны с парусами-крыльями. Авторы Г. Лисин и А. Буха-нов.

Рис. 11. Мореходный катамаран “Азов” с развитым кокпитом-. убежищем. С левого борта на кронштейне подвешен газовый кипятильник.

Рис. 12. Швертбот (Х=6,4м2, L=3,2w, В= 1,45м, вес 55 кг). Автор В. Иванов

имеющие достаточно высокую ходкость, стали довольно популярными. Их активно используют в парусных походах. Высокая средняя скорость, даже при слабых ветрах, расширяет возможности туристских групп, а достаточная надежность позволяет не бояться ухудшения погоды. На случай сильных ветров обязательно предусматривают возможность уменьшения парусности на 30— 45%.

Швертботы. В основном у нас используются польские швертботы “Мева” с резиновой оболочкой и деревянным каркасом (L = 3,5 м, В = 1,3 м, S = 6,4 м2, вес в упаковках до 90 кг, время сборки 2 час.). На “Мевах” совершались походы практически по всем популярным у туристов водоемам. Ныне “Мевы” устарели и по основным характеристикам уступают современным разборным парусникам. Все это заставляет приверженцев швертботов самим проектировать и строить более совершенные суда (рис. 12).
Существенная особенность швертботов — при серьезных ошибках в управлении они опрокидываются. Зато плавание на них наиболее парусное: на каждую волну, на каждое изменение ветра легкий швертбот реагирует изменением крена, дифферента, скорости, и экипажу приходится все время быть начеку.

Парусные надувные лодки (S = 2,5—4 м2, вес 20— 30 кг, время сборки 30—45 мин.) Надувные резиновые лодки имеют несовершенные обводы подводной части и по ходкости уступают всем другим разборным судам. Много затруднений доставляют малая жесткость их корпусов и отсутствие штатного рулевого устройства. Достоинства надувнушек — небольшие габариты, малый вес, хорошая транспортабельность, простота сборки. Они хорошо подходят экипажам с ограниченными возможностями по транспортировке судов, любителям путешествовать в одиночку или забираться в глубинку, когда до воды приходится добираться с пересадками, а то и пешком.
Надувные лодки с хорошим парусом уверенно лавируют. На острых курсах из-за небольшой абсолютной скорости меньше сказывается несовершенство их обводов. Они поворотливы, маневренны, на них удобно пользоваться веслами. Мореходность надувнушек примерно такая же, как и байдарок, но она сильно зависит от загрузки лодок. Чем легче лодка, тем при большем волнении на ней можно плавать.
В последние годы самодеятельные судостроители все смелее совершенствуют обводы надувнушек, чтобы повысить их ходкость.
Паруса на неразборных гребных лодках. Это обычные деревянные, шпоновые или пластмассовые лодки, которые предлагают туристам на турбазах. Экипажи заранее изготавливают вспомогательное или лавировочное парусное вооружение (вес комплекта 5—15 кг) и уже на базе устанавливают его на судно. Чаще всего на неразборные лодки ставят простое вспомогательное вооружение для полных курсов. Более опытные экипажи делают лавировочное вооружение с навесным рулем и шверцами. Основное преимущество этих судов заключается в том, что саму лодку не надо строить и доставлять к водоему.

Разборные парусники оригинальных конструкций. Описанные выше типы судов — самые распространенные, но они не исчерпывают всего многообразия конструкций разборных парусников. Каждый экипаж строит судно в

Рис. 13. Швертбот-плот на основе автомобильных камер. Автор О. Кислицкий.

соответствии со своими вкусами, потребностями и возможностями. Так, туристы из Томска, идя по пути увеличения размеров и веса судна, построили мореходный швертбот-плот на автомобильных камерах (рис. 13), с просторной рубкой, двухмачтовым вооружением и настоящим судовым штурвалом. Вес перевозимых деталей судна составил около 300 кг, остальное изготавливалось на месте сборки. На подобном парусном плоту, но уже на основе длинных цилиндрических надувных баллонов, туристы из Мурома и Москвы совершили настоящее морское 20-дневное путешествие по Каспийскому морю.

Назад

Hosted by uCoz